Диона – спутник Сатурна

Диона относится к естественным спутникам Сатурна. Елена и Полидевк являются ее двумя коорбитальными спутниками.

Открытие спутника Диона

Честь открытия этой луны Сатурна принадлежит Джованни Кассини. Он доказал существование Дионы еще в 1684 году. Первоначально она и еще три других спутника, которые открыл Кассини, получили название «звёзд Людовика». Длительное время среди астрономов было принято обозначать этот спутник как Saturn IV. Название, которые мы используем сегодня, было предложено Джоном Гершелем, сыном знаменитого астронома. Он предложил дать всем известным к тому времени спутникам названия древнегреческих титанов, которые были в кровном родстве с Кроносом, отождествляемым с Сатурном.

Особенности спутника Диона

По своим отличиям четвертый спутник планеты Сатурн очень напоминает Рею. Эти спутники отличаются сходным составом, а также имеют почти одинаковое альбедо и другие показатели. Различием являются переднее и заднее полушарие. Подобное обозначение является довольно условным, так как спутники всегда развернуты к планете Сатурну одной стороной, поэтому одна часть  Дионы является всегда ведущей, а вторая ведомой. Как удалось выяснить, спутник Диона является громадным скоплением льда, в котором есть небольшое количество камня внутри мантии. Об этом свидетельствует плотность спутника Дионы.

Снимки, полученные благодаря различным космическим аппаратам, показывают, что переднее полушарие Дионы отличается высокой кратерированностью. Также оно однородно по своему оттенку. Ведомое полушарие отличается несколькими темными участками, а также светлыми полосами, которые представляют собой обрывы и хребты. Как удалось узнать во время миссии «Кассини», часть из этих линий отличается приличной высотой. Некоторые же из них проходят по кратерам, что доказывает более поздний процесс возникновения обрывов. Астрономы длительное время сходились во мнении, что наличие светлых полос было вызвано криовулканизмом. Но как удалось выяснить в дальнейшем, это предположение не верно.

Диона отличается рядом зон, кратерирование которых существенно разнится. Самые кратерированные участки расположены в задней части, хотя по расчетам специалистов, именно ведущее полушарие должно было сильнее всего пострадать от падения астероидов. По этой причине существует теория, что ранее Диона могла быть повернута другой стороной, а изменение направления произошло после масштабного столкновения с астероидом. В текущем положении спутник Дионы находится не менее миллиарда лет, что подтверждается высокой кратерированностью и светлым оттенком переднего полушария.

Поверхность спутника Дионы имеет следы от многочисленных падений астероидов. В то же время нет кратеров с высокими стенками и центральными горками, которые можно видеть на Луне. По всей видимости, лед, обладающий определенной пластичностью, сглаживает поверхность, которая снова приобретает ровную форму за геологически значимый период времени. Наблюдения за спутником Диона показали, что он отличается тонкой атмосферой, в которой содержится кислород в низкой плотности (1 ион кислорода на 11 см3). Информация, полученная учеными в 2013 году позволила сотрудникам одного из отделов НАСА выдвинуть теорию о том, что под слоем водяного льда мог быть и остается и сегодня жидкий океан.

admin