Космодромы

Космодромы-место старта полетов в космос. Это огромная территория земли которая, прежде всего, удовлетворяет всем требованиям запусков ракет, космических кораблей, спутников и космических аппаратов и укомплектованная для этого необходимыми сооружениями, установками, инфраструктурой и оборудованием.

Сегодня немыслимо развитие космонавтики, пилотируемых полетов и исследование космоса без постоянного развития и совершенствования космодромов. Они являются основой, фундаментом космических полетов. Космодром это начало полета в космическое пространство и от его качества и оснащенности зависит, качество старта ракетоносителей и результат всего полета. Без космодромов никак не обойтись и с совершенствование и развитием космических ракет и кораблестроением необходимо параллельно совершенствовать и развивать космодромы, оснащать современным оборудованием, электроникой, программами управления, компьютеризировать их, идя в ногу с новыми достижениями науки и техники.

В основном все космодромы похожи, но есть и отличие. В последнее время кроме стационарных космодромов появились морские, например такие как  «Морской старт» в виде плавучей платформы, мощные самолеты ракетоносители, подводные лодки.

Стационарные космодромы.

Для запуска ракет, особенно средних и тяжелых ракет используют только стационарные космодромы с большими и мощными пусковыми площадками, называемыми стартовыми столами. При проектировании космодромов в первую очередь обращают внимание на такие данные как большая территория с ровной площадью вдали от густонаселенных мест и в тоже время с возможностью проведения к ней хороших дорог и коммуникаций. Для запуска ракет самым выгодным является район экватора, так как здесь наращиванию космической скорости помогает инерция вращения Земли. Это дает экономию до 10% в топливе. Государства, не имеющие такой возможности, стараются строить космодромы как можно ближе на Юг и при этом производить запуск ракетоносителей с углом орбиты примерно равным широте нахождения космодрома.80851

При выборе места учитывается также и территория под траекторией полетов, падения отработавших ступеней ракет носителей и возможных аварий особенно при испытаниях. Необходимо учесть, что обломки должны упасть на территорию государства собственника космодрома, чтобы не возникали политические проблемы.

Каждый тип ракет имеет свои параметры и особенности запуска и поэтому для них должны быть свои площадки «стартовые столы» расположенные подальше друг от друга. При горизонтальной сборке ракеты также необходимо место для нее и ее обслуживания. Строятся на космодромах специальные места для хранения и заправки ракет топливом. Для оборудования, сборки, лабораторий и различных мастерских сооружается комплекс зданий. Строят склады, базы и даже аэродромы. И самое главное здание это Центр управления полетом, представители которого руководят полетом ракеты до момента отделения ее от космического аппарата.

Космодром Байконур – Российский космодром (арендован Россией до 2050г.) расположенный в Казахстане возле города Казалинск Кызылординской области на площади 6717 кв. км., вблизи поселка Тюратам.

Координатами космодрома 63° 18’ восточной долготы и 45° 57’ северной широты.

Байконур был построен Советским Союзом и в 1957 году 4 октября впервые в истории с этого космодрома выведен на орбиту искусственный спутник Земли. Затем в 1961 году 12 апреля Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, стартовав с космодрома Байконур на космическом корабле «Восток» и сделал 1 виток вокруг нашей Земли. Стартовая площадка, с которой отправился Гагарин в свой исторический полет так и называется «Гагаринский старт». Это дало начало регулярным космическим полетам со стартовых площадок космодрома, которые постоянно увеличивались и совершенствовались.

Вместе с космодромом строился и город Байконур. Все это создало крупнейшую инфраструктуру, не имеющую аналогов в мире.

В настоящее время для предстартовой подготовки ракет в 11-ти монтажно-испытательных корпусах размещено 34 разных технических комплексов, где готовят к запуску космические аппараты, разгонные блоки и всю необходимую аппаратуру. Имеются складские помещения, топливные базы и заправочные.

На космодроме есть два аэродрома, необходимые грузы перевозятся по 470-ти километровой железной дороге и по 1281 километру автодорог. Линия электропередач составляют протяженность 6610 км с 600-ми трансформаторными подстанциями. Связь обеспечивается 2784 километровой линией с 92-мя узлами связи. Для заправки ракет топливом на территории космодрома расположен кислородно-азотный завод.

Имеется огромный измерительный комплекс с информационно вычислительным центром который контролирует полет и обрабатывает информацию.

Сейчас на космодроме 7 действующих стартовых комплексов: №1 и №31 для ракетоносителей семейства «Союз», №45 для ракетоносителей «Зенит», №81 и №200 для запусков «Протонов», №109 под запуски Р-36М и «Днепр, №175 –«Рокот», «Стрела.

Большое количество пусковых площадок в настоящее время давно не используется. Это площадка №41 для ракет «Р-16» и «Космос» и разрушенная после аварии, площадка №110 для «Н-1», «Буран» и другие.

После распада Советского Союза космодром оказался расположенным на территории другого суверенного государства Казахстан, которое в то время не в состоянии был самостоятельно содержать и обслуживать столь огромное сооружение и поэтому в 1994 году было подписано соглашение о передаче в аренду России. В 2004 году подписан договор о продлении срока аренды до 2050года с платой 115 американских долларов в год.

Город Байконур, так же как и космодром передан в аренду России и в нем сейчас живет около 500 российских служащих с семьями.

Космодром с 200-ми объектами его жизнеобеспечения и одноименный город находятся под охраной сотрудниками Управления вневедомственной охраны России.

В настоящее время Роскосмос разрешил туристическим фирмам устраивать на космодром экскурсии.

Космодром Плесецк фотоКосмодром Плесецк.

Плесецк — российский первый испытательный космодром, который находится в Архангельской области на 180 км южнее самого города на территории площадью 1762 кв. км. Недалеко проходит железная дорога со станцией Плесецк Северная. Космодром был основан как первая военная межконтинентальная ракетная база с условным названием «Ангара» для испытания ракет типа Р-7. Админцентр космодрома располагается в городе Мирный где живет порядка 30000 человек. Это самый северный космодром в мире с координатами 62,67 град с.ш. и 40,41 град в.д.

Территория космодрома выбиралась специально как можно севернее по стратегическим соображениям, чтобы можно было через Северный полюс, достичь любую точку территории противника. В то же время такое расположение космодрома дало возможность проводить испытания межконтинентальных ракет дальнего действия с траекторией полета по своей земле до полигона Камчатки. С космодрома очень удобно запускать космические аппараты на полярные орбиты, которые необходимы чтобы спутники вели наблюдение всей поверхности Земли.

Начало строительства космодрома-1957 год. Дата завершения 1959 год и связана с вводом в действие первой пусковой площадки. В январе 1960 первая ракета «Р-7А» уже была установлена на боевое дежурство.

Начало космической деятельности — 17 марта 1966 г. Когда был запущен ракетой «Восток» космический аппарат «Космос-112».

Космодром долго был засекреченным объектом. Его первое официально открытое признание Советским Союзом было после опубликование в газете «Правда» статьи о нем от 20 июня 1983 года. Но американская разведка конечно давно уже знала о его существовании.

Сейчас космодром находится в составе Военно-космических сил России и дает стране гарантированную возможность полетов в космос связанных с обороной, народным хозяйством, наукой и коммерческой стороной страны. К сожалению пилотируемых полетов не проводится. .

схема космодрома Плесецк

Космодром имеет широко развитую инфраструктуру с шестью центрами. Первый для испытания ракет легкого класса с пусковыми площадками № 132 и 32 для «Рокот», «Циклон» и «Космос-3М». Сюда относится и технический комплекс подготовки КА и РН. Ко второму центру относятся пусковые установки для испытания ракет среднего класса с тремя пусковыми установками для «Союз» и «Молния» и три технических комплекса подготовки космических аппаратов и ракет РН. Третий центр –это управление для обеспечения пусковых измерений в городе Мирный. Четвертый центр имеет 5 шахтных установок, две стартовые позиции РС-12М и 4 позиции для подготовки МБР. Пятый центр-информационно аналитический для проведения анализа полетов. Также имеется и научно-испытательный центр.

На космодроме расположены аэродром, железная дорога, заправочные топливом, корпуса для монтажа и испытания ракет, кислородно-азотный завод, транспортные магистрали, сеть связи, системы снабжения водой, электричеством и теплом.

На космодроме находятся 4 действующих стартовых комплекса и с 2001 года ведутся работы по созданию 5-го универсального модульного ракетно-космического комплекса «Ангара» для пусков ракет легкого, среднего и тяжелого классов.

Сегодня космодром Плесецк, в структуре Космических войск, располагает большой испытательной базой, успешно обеспечивающей запуски космических аппаратов ракетами легкого и среднего и тяжелого классов.

Космодром Плесецк решает в последнее время все больше мирные задачи

Космодром Восточный

Восточный — первый гражданский Российский космодром, построенный на Дальнем Востоке, на расстоянии 8000 км от Москвы и 180 км от Благовещенска. После окончания строительства это будет один из самых мощных и современных гражданских космодромов 21 века. С него есть возможность запускать ракеты с космическими аппаратами практически на все орбиты и главное совершать пилотируемые полеты в космос.

Когда космодром Байконур оказался на территории Казахстана, перед Россией встал вопрос о необходимости строительства взамен него нового космодрома. После рассмотрения и обсуждения целого ряда, подходящих для этого территорий, вынесли решение о начале строительства нового космодрома «Восточный» на месте бывшего и уже не действовавшего космодрома «Свободный» в Амурской области возле Углегорска. Территория нового космодрома Восточный представляет собой площадь в 699 кв.км,. с координатами 51° 53’ северной широты и 128°20’ восточной долготы.

Хотя космодром находится на 6° севернее чем «Байконур», запуск ракет с космодрома Восточный проводится, с наклоном орбиты под углом 51°53’ (равен точно его широте). Это даже на 0,4° выгоднее по сравнению с Байконуром, так как ракеты могут взлетать прямо на Восток и нет необходимости, как на Байконуре, менять угол запуска из-за прохождения трассы взлета над чужими странами соседями.

Основная цель строительства космодрома это осуществлять абсолютно со своей территории, независимые ни от кого запуски космических аппаратов и проводить пилотируемые космические полеты. Закончив строительство космодрома Восточного, Россия не будет платить Казахстану арендную плату за Байконур и получит полный открытый доступ в космическое пространство. Нагрузка на Байконур будет постепенно снижаться. Строительство такого огромного и мощного космодрома дает также значительное и сильное экономическое развитие восточному региону России.

Начало строительства 2011 год-это строительство обеспечивающей инфраструктуры, 2012 год-строительство всего наземно-космического комплекса космодрома и в частности первого стартового стола. Курирует строительство космодрома зам. Председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин.

Дата открытия космодрома — 28 апреля 2016 года. Это также дата завершения первой очереди строительства космодрома, связанная с окончанием строительства первого стартового стола на Восточном и первым успешным беспилотным запуском ракеты «Союз-2.1а», с тремя спутниками на борту.

Стартовый стол 1С построен для запусков ракет легкого и среднего класса серии «Союз-2» и представляет собой железобетонное сооружение на 24000 кв. м., куда ушло до 65 000 кубометров бетона. Внизу стартового стола имеется углубление с газоотводами. Для подготовки ракет к запуску, стартовый стол снабжен 52-метровой мобильной башней обслуживания нового типа. Она состоит из 7-ми ярусов и полностью закрыта. Работающие в такой башне люди защищены от холода и ветра и могут работать при любой погоде.

Строительство второй очереди космодрома Восточный связано со строительством стартового стола под ракеты типа «Ангара». Вначале для этого типа ракет планировалось построить два стартовых стола, но затем утвердили строительство одного унифицированного стартового стола для ракет всех типов одновременно: тяжелых «Ангара-А5», пилотируемых «Ангара-А5П», ракет повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В». Такой стартовый стол должен обеспечивать до 10 пусков ракет в год. В ракетах Ангара будут использовать экологически чистое топливо на основе керосина, без высокотоксичного гептила.

Начало второй очереди строительства на космодроме будет после выдачи всей документации в 2017 году. Бюджет строительства второй очереди составит порядка 39-40 миллиардов рублей.

Инфраструктура космодрома Восточный представляет собой кроме стартовых комплексов для запусков ракет с пусковыми установками, командно-измерительные комплексы, монтажно-испытательные корпуса, внутри космодромные железные дороги, автомобильные дороги, аэродром, склады и перегрузочные площадки, связь, заправочные станции, водородный и кислородно-азотный заводы, водоснабжение, электроснабжение, объекты для подготовки космонавтов и другие необходимые строения.

Для работников космодрома строится город Циолковский. Здесь уже сданы в эксплуатацию жилые корпуса домов, админздание с мэрией, телестудией и Загсом. Строятся детские сады, школы, больницы и вся необходимая жилому городу инфраструктура для социального обеспечения.

Всего на строительство космодрома «Восточный» планируется потратить из бюджета России около 400 миллиардов рублей.

Космодром Куру

Космодром Куру фотоКосмодром Куру или официальное название Гвианский космический центр, сокращенно (ГКЦ) находится в во Французской Гвианя, являющейся заморской территорией Франции, на западном берегу Атлантического океана, северо-восточной части Южной Америки. Весь космодром имеет длину 120 км и ширину около 60 км. На 50 километров южнее от космодрома, стоит административный центр Кайлена и совсем близко небольшие города Куру и Синнамари.

Самое огромное достоинство и основная фишка Куру это его расположение вблизи экватора. Его координаты северной широты 5°и 52° западной долготы. С баллистической точки зрения для стартующих ракет, выводящих на орбиту космические аппараты и спутники, это самое идеальное место среди действующих космодромов Земли, которое дает например около 40% преимущества по сравнению со стартующими ракетами с космодрома Байконур.

Космодром Куру начали строить благодаря организации Французского космического агентства в 1965 году и уже в 1968 году тут был произведен первый пуск.

Когда в 1975 году только создалось Европейское космическое агентство (ESA), то правительство Франции внесло предложение ему использовать космодром Куру для космических запусков европейских программ. Приняв это предложение, ESA финансировало всю необходимую модернизацию имеющихся пусковых площадок под свои запуски, например под программу своих «Ариан». Сейчас Европейское космическое агентство ведет финансирование около двух третьих бюджета космодрома и делает новые капиталовложения в необходимое развитие и модернизацию, особенно под запуски новых носителей например легких ракет «Вега» и средних российских «Союз».

На космодроме Гвианского космического центра построено ряд стартовых пусковых комплексов: ELV,  ELA-2,  ELV-3 и ELV-4. Комплекс ELV предназначен для ракет легкого класса Вега. Пусковой комплекс ELA-2 был рассчитан для носителей РН среднего класса Ариан-4 (их эксплуатация окончена в 2003 году). Для ракет следующего тяжелого класса Ариан-5 построен пусковой комплекс ELA-3. Когда с 2011 года с Куру стали запускать Российские ракеты серии «Союз», то и для него в 15 км от ELA-3 соорудили пусковой комплекс уже для ракет среднего класса ELS (Ensemble de Lancement Soyouz).

Сейчас на месте заброшенного карьера для сверхтяжелых ракет «Ариан-6» начали строить новый стартовый комплекс ELA-4. Закончить строительство планируют в 2018 году.

Инфраструктура данного космодрома состоит из заводов производящих ракетное топливо, очень удобной закрытой мобильной башни для обслуживания ракет, нескольких зданий для сборки и подготовки ракетоносителей, нескольких складов, техноцентра, центра по управления запуском ракет и других необходимых объектов.

Охраняется космодром 3-им французским пехотным полком  иностранного легиона.

Очень удачно рассчитанное расположение космодрома Куру, особенно его близость экватору, дает высочайший уровень эффективности стартов ракетоносителей в широком диапазоне любых траекторий практически на все околоземные орбиты, чем привлекает к сотрудничеству и работе с ним клиентов стран даже имеющих свои космодромы, получая взаимовыгоду от местонахождения Куру.

admin