3D модели Марса помогут посадке аппарата Rosalind Franklin

Астрономы создают 3D модели МарсаИсследователи Дортмундского университета занимаются изготовлением точных моделей поверхности в месте посадки марсохода Rosalind Franklin. С их помощью удастся значительно облегчить последующее проведение миссии. Каждая модель местности имеет разрешение 25 см на пиксель, а ученые с их помощью смогут лучше разобраться в изучении геологических характеристик региона. В итоге они надеются проложить более точный маршрут для марсохода, когда он покинет посадочный эллипс.

Важным моментом в  подготовке моделей является стремление исследователей повысить их качество. Для этого была создана специальная техника, способная интерпретировать атмосферную информацию в сцены, сохранённые в цифровом формате. Данные модели были показаны во время недавнего совещания EPSC-DPS. В основе моделей лежат высокоточные снимки поверхности марса. Они были получены с помощью камеры HiRISE, которой оборудован космический аппарат Reconnaissance. Два изображения соединяются в единое, чтобы получить картинку под немного разными углами. Такой подход требуется для создания трехмерных изображений. В то же время традиционные методы ограничивают исследователей в том плане, что они плохо справляются с безликими областями, которые преобладают на поверхности красной планеты.

Поверхность, которую специалисты выбрали для приземления космического аппарата с марсоходом на борту, называется Oxia Planum. Она была одной из нескольких, рассматриваемых специалистами в качестве потенциальных мест посадки. Местность отличается плоской поверхностью, поэтому опасность жесткой посадки снижена до минимума. В то же время ровер будет обеспечен всем необходимым для успешного старта исследования. Дело в том, что данный плоский объект поверхности расположен недалеко от русла высохшей реки, поэтому ученые надеются обнаружить признаками жизни, которая могла зародиться на планете Марс миллиарды лет назад.

Чтобы улучшить оборудование для создания объемных моделей, компания ученых используется технологию Форма от затенения. В данном случае падение света на объект интерпретируется программой как данные о наклонности поверхности. В последующем данные интегрируются для получения стерео картинки. Исследователи отмечают, что полученный результат значительно превосходит возможности технологии, которую они намеревались использовать изначально. Теперь на поверхности можно обнаружить даже сравнительно небольшие элементы. Если в зоне посадки есть дюны или сложные формы рельефа, то они обязательно будут отображены на поверхности модели.

Один из авторов исследования, Марсель Гесс, отметил, что команда особенно тщательно изучила вопрос о том, как марсианская поверхность и солнечный свет взаимодействуют между собой. Они обнаружили, что поверхности, которые наклонены к солнцу, выглядят более яркими, а обращенные в противоположном направлении имеют более темный цвет. Подход предполагает использование отражательной и атмосферной модели одновременно.

Напомним, что миссия планируется к запуску летом следующего года. Аппарат Rosalind Franklin оборудован рядом важных инструментов, с помощью которых ученым удастся лучше узнать породы, которые находятся в зоне его посадки на поверхности Oxia Planum. Чтобы изучить внутреннюю структуру планеты, устройство снабжено прочной дрелью, которая позволит получить пробы, после чего они будут направлены в бортовую лабораторию. Этот комплекс инструментов создан специально для того, чтобы зафиксировать любые биологические сигнатуры, если они будут найдены под поверхностью. Также с помощью устройства удается уточнить содержание подземных вод. Оборудование будет доставлено в космос на отечественном ракета-носителе "Протон-М" в 2020 году. Посадка на поверхности Марса запланирована в 2021 году.