Черная дыра способна подпитывать звезды на огромном расстоянии

Теория о подпитке звезд черными дырамиОдними из самых загадочных и интригующих объектов во Вселенной являются черные дыры, которые способны поглощать любые объекты, включая звезды. Ученые продолжают кропотливые исследования их природы, чтобы разгадать их секреты. Во время одного из наблюдений ученым удалось запечатлеть сверхмассивную черную дыру, которая, по предположениям астрономов, могла привести к возникновению звезд в других галактиках. В случае, если удастся найти подтверждение данному открытию, для которого была использована обсерватория NASA Чандра, то данная черная дыра станет крупнейшим стартером во Вселенной, обнаруженным человеком. По предположениям исследователей, черная дыра приводит к усилению процессов звездообразования, при этом, она может воздействовать на объекты, находящиеся в нескольких галактиках.

По словам Роберто Джилли из болонского университета, данный случай является уникальным, ведь ранее не удавалось пронаблюдать за объектами, способными обеспечить рост звезд одновременно в нескольких галактиках. Джилли является главным автором исследования, о котором он рассказал журналистам совсем недавно. Само предположение о том, что черная дыра может воздействовать на такие сложные процессы, как рождение звезд, которые происходят на огромных дистанциях от ее текущего месторасположения, уже является амбициозным. Благодаря наблюдениям его удалось во многом подтвердить.

Напомним, что под термином черная дыра скрывается космический объект, отличающийся огромной плотностью. Из черной дыры не способен вырваться даже свет. Благодаря своей гравитационной силе она может аккумулировать космическую пыль и газ. В то же время частицы, полученные из небольшого количества этой материи, способны перемещаться на огромные расстояния благодаря высоким скоростям.

Во время своих исследований ученые наблюдали за сверхмассивным объектом, который находится на дистанции почти в 10 млрд. световых лет от нашей планеты. Галактика, в которой находится черная дыра, соседствует с семью другими галактиками. Струя частиц, которую излучает данный объект, имеет протяженность в миллионы световых лет. Ее истоком выступает черная дыра, которую и удалось обнаружить во время использования нового телескопа Чандра. Фактором обнаружения выступил горячий газ, который располагается вокруг исследуемого объекта.

Роберто Джилли с командой исследователей сумел запечатлеть излучение, которое исходит от одного конца струи. Данное излучение, вероятно, проецируется гигантским пузырем раскаленного газа, который поддерживает температуру благодаря взаимодействию между частицами струи и окружающей ее материи. Во время расширения этого пузыря произошло его прохождение сквозь  соседние галактики. Мощность этого эффекта была достаточной для создания ударной волны, способной сжать газ в галактиках и привести к рождению новых звезд. Исследователи провели расчеты, согласно которым скорость образования в этих галактиках на 400-500 процентов выше, чем у аналогичных галактик, расположенных недалеко от нашей планеты.

Согласно древней легенде о Мидасе, король был способен сделать из обычного металла чистое золото, просто прикоснувшись к нему. Сегодня астрономы могут наблюдать за космическим объектом, конвертирующим холодный газ в раскаленные звезды, а охват этого явления становится межгалактическим.

Астрономы знают о существовании отрицательной обратной связи, которая наблюдается при взаимоотношении между звездами и черной дырой. Подобный процесс заключается в том, что сверхмассивные объекты попросту ограничивают вероятность появления новых звезд в своей галактике. Подобный процесс происходит, когда выброс энергии от черной дыры становится настолько огромным, что газ просто не способен сформировать звезды.

Данное скопление галактик, которые были обнаружены астрономами, удалось получить хороший пример положительно обратной связи. Она отличается тем, что эффекты, которые проецирует черная дыра, приводят к усилению процессов образования здесь. Астрономы и раньше сталкивались с положительной связью, но в прошлых случаях скорость образования увеличивалась всего на 30 процентов. Грань между отрицательным и положительным воздействием остается очень тонкой. В процессе должен установиться оптимальный баланс между нагревом и охлаждением газа. Изначально облака имеют низкую температуру, но в момент контакта с ударной волной они прогреваются, формируя звезды. Чем более холодным оказывается облако на момент столкновения, тем больше звезд будет сформировано в результате.

Черные дыры по достоинству считаются мощным и смертоносным объектом, но далеко не всегда они действуют только разрушительно. Такой точки зрения придерживается Алессандро Пека, который участвует в изучении воздействия черных дыр на образование новых звезд. За период исследований было проведено 6-ть дней наблюдений в сумме с использованием обсерватории Чандра. Общая продолжительность работ заняла порядка 5-ть месяцев. Основываясь на более глубоком наблюдении, исследователи сумели обнаружить пузырь газа, который образовала энергия черной дыры. Продолжая поиски подобных объектов, в будущем исследователям удастся обнаружить положительно обратную связь в десятках примеров, доказывая ее важное значение в формировании скоплений галактик.