Движение магмы формирует магнитные поля экзопланет

Магнитные поля экзопланет Современному человеку хорошо известны качества, которыми обладает магнитное поле нашей планеты. С его помощью обеспечивается защита Земли от воздействия космической радиации, которая в противном случае превратила бы ее в безжизненное пространство, которым сейчас является Марс. Также магнитное поле отличается биполярной структурой и формируется благодаря течению жидкого железа, которое находится в ядре.  Данный эффект учеными назван магнитным динамо. Тем не менее, магнитные поля экзопланет изучены очень слабо на сегодняшний день и то, как они могут действовать, остается во многом предметом домыслов и споров. Последнее исследование, опубликованной на сегодняшний день группой под управлением François Soubiran, проливают свет на то, как работают магнитные поля объектов, относящимся к типу суперземля. Напомним, что подобный класс присваивается экзопланетам, масса которых пятикратно превосходит параметры нашей родной планеты.

В ходе изучения существующих сведений ученым удалось прийти к выводу о том, что подобные планеты располагают магнитным полем, формирование которого обеспечивается благодаря новому механизму. Ключевая роль в его создании возложена на океаны магмы, которые располагаются на поверхности планеты.

Особая ценность открытия заключается в том, что расплавленные горные породы, которые находятся на планете или недалеко от ее поверхности, действительно могут участвовать в создании магнитного динамо, напоминающего ту систему, которая действует внутри нашей планеты. Первоначально учеными рассматривалась подобная возможность, но не существовало точных доказательств существования подобного эффекта. Также не было известно, какие условия могут создавать достаточные предпосылки для протекания соответствующего эффекта. Благодаря исследованию, которое было проведено Субираном и его коллегами удалось при помощи компьютерной симуляции показать, что при высоком давлении и температуре порядка 10 000 Кельвинов расплавы горных пород вместе с пост-перовскитом имеют достаточную проходимость, чтобы обеспечить формирование магнитного поля в процессе развития суперземель.

Структура и мощность поля, которые создаются в указанных условиях, во многом зависят от скорости, с которой планета движется вокруг оси. У планет, которые вращаются с периодом до двух суток или меньше происходит формирование дипольного поля, которое напоминает магнитный защитный слой нашей планеты. Если же суперземля вращается медленнее, то и в плане организации ее поле будет уступать, так как в нем вряд ли могут формироваться явные полюса. Их сложно заметить на большом расстоянии, поэтому для подтверждения теории сейчас недостаточно возможностей.