Кратерные озера участвовали в создании каньонов на Марсе

Обнаружена вода на планете МарсНа сегодняшний день значительное количество жидкости, которая сохранилась на планете Марс, заключена в ледяных полюсных шапках. Тем не менее, в предшествующие миллиарды лет эта вода могла свободно перемещаться на марсианской поверхности, что приводило к появлению стремительных рек, а также наполнению кратеров, оставшихся после контакта с космическими телами. Так, по мнению исследователей, были сформированы марсианские озера и моря. В своем новом исследовании команда ученых из Остина, Техас, продемонстрировала, что подобные озера могли быть переполнены водой. Это приводило к тому, что стенки кратеров деформировались, что стало причиной колоссальных наводнений, создающих на поверхности каньоны. Время их формирования было аномально коротким, часто оно не достигало и нескольких недель.

Полученная информация говорит о том, что геологические процессы могли сыграть немаловажную роль в создании того ландшафта планеты, который наблюдается сегодня, даже с учетом отсутствия тектонических факторов. Такая информация была опубликована автором исследования Тимом Гуджем.

В ходе изучения кратеров команда исследователей установила, что на поверхности Марса есть немало разрушенных озер, а часть из них довольно крупные, достигая размеров Каспия. По этой причине специалисты считают, что подобный циклопический сброс воды мог привести к появлению каньонов, а также представлял собой важную составляющую в последующем формировании поверхности.

Благодаря изучению скальных образований, снимки которых получены со спутников, исследователям известно, что несколько сотен кратеров Красной планеты ранее наполнялись жидкостью. Порядка двух сотен подобных кратерных озер, имеющих древнейшую историю, отличаются наличием выходных каньонов, чья длина иногда достигает сотни километров, а ширина может составлять несколько километров. Формирование этих геологических объектов происходило благодаря истечению жидкости из кратерных озер.

До проведенного исследования учеными не было установлено, являлись ли каньоны следствием длительных процессов эрозии под действием воды, которая могла занимать миллионы лет, либо они формировались практически мгновенно благодаря мощному наводнению. Воспользовавшись снимками, которые отличаются высоким разрешением и получены благодаря спутнику Марс, исследователями были изучены некоторые разломы на стенках кратеров, что позволило соотнести габариты и объем потока жидкости в процессе последующего наводнения. Естественно, если в последующем наблюдалось сокращение разлома, то и пропорция между его размерами и течением воды не сохранилась.

В ходе исследований было уделено внимание 24 кратерным озерам, а также каньонам, образованным под действием воды. Один из изученных кратеров станет вариантом для возможной посадки корабля из предстоящей миссии Марс 2020, которая будет направлена на изучение следов жизни на Марсе в прошлом.

Наличие массивных наводнений и потоков, которые истекали из кратеров на поверхности Марса, могут восприниматься как научная фантастика, но подобные процессе также наблюдаются на нашей планете. Достаточно привести пример с озерами, которые перекрыты ледниками. Вода в них также находит проход сквозь ледяные глыбы и устремляется наружу. По словам исследователей, аналогии более чем очевидные. С учетом воздействия гравитации, наводнения могут создавать потоки, имеющие схожие формы на нашей планете и Марсе.

По мнению Гуджа, это открытие говорит о том, что различия между планетами не столь важны, учитывая основные законы физики. Чтобы детальнее изучить данный вопрос, достаточно сравнить различные планеты, а также поразмышлять о том, что мы видим на нашей планете сейчас, и что могло происходить на соседней планете раньше.

Большая часть наводнений, с которыми сталкиваемся мы, отличаются одинаковой механикой, но для земных и марсианских катастрофических явлений используется различная геологическая парадигма. На земной поверхности движение тектонических плит отличается невысокой скоростью, но на протяжении миллионов лет это приводит к серьезным изменениям поверхности. В то же время отсутствие тектонических процессов на Красной планете приводит к тому, что наводнения или столкновения с астероидами приводят к созданию резких изменений, которые могут сохраняться на поверхности на протяжении длительного времени.