На комете 67P Чурюмов-Герасименко обрушиваются скалы

Фото кометы 67PЕжедневно астрономы со всего мира публикуют интересные исследования, полученные в результате длительного и тщательного анализа собранных данных. Недавно ученые, занимающиеся анализом изображений с Rosetta ESA, обнаружили большое количество камней, меняющих свое положение. Также на поверхности исследуемой кометы наблюдаются постоянные обвалы породы. Напомним, что космический аппарат работал на комете Чурюмов-Герасименко в 2014-2016 годах. В это время были собраны данные о структуре космического тела. Исследователям удалось изучить внутренний состав и поверхностные показатели объекта.

Анализируя космическое тело, было получено порядка 76 тысяч изображений, отличающихся высоким разрешением. Для их получения была использована камера OSIRIS. Учеными было проведено сравнение поверхности со снимков различной дальности. Сравнение позволило уточнить причины изменений, которые наблюдаются на комете. На поверхности космического тела разбросаны обломки, которые иногда выбрасываются в открытый космос или перекатываются с места на место. Одним из интересных примеров выступает валун, который расположен в месте соединения двух частей кометы. Камень имеет размеры до 10 метров в ширину и упал на эту зону с близко расположенного утеса. Во время качения он несколько раз оказывался в воздухе и ударялся о поверхность, сохраняя свою форму и оставив следы на поверхности плотного материала тела кометы.

По словам исследователей, данный валун упал вниз с высоты в 50 метров. На сегодняшний день он является крупнейшим элементом оползня, а его масса может составлять порядка 220 тонн. За период только 2015 года с данным космическим объектом произошло так много различных трансформаций, что специалисты и сегодня продолжают заниматься обработкой данного массива данных. К сожалению, часть информации носит обрывочные сведения, так как пришлось держать аппарат на определенном удалении, чтобы обеспечить его безопасность во время обвала. Поэтому ученые не могут представить детальных снимков для определения расположения камня до его падения. Изучать движение валунов достаточно сложно. В то же время исследователям помогает использование нескольких дополнительных зацепок, например, механические свойства материала и поверхности, на которой он располагается. Комета состоит из материала, который отличается от земной поверхности. Он характеризуется ломкостью и больше напоминает лед в пересмешку с камнями. В то же время по своей прочности валуны в 100 раз слабее, чем свежевыпавший снег на нашей планете.

Это обеспечивает исследователей дополнительными данными и более глубоким представлением о той деятельности, которая протекает на поверхности космического объекта. В некоторых местах вокруг кометы наблюдались более серьезные изменения. Так летом 2015 года было обнаружено серьезное обрушение скальной структуры. Часть Ассуанской скалы, которая имеет ширину в 70 м, неожиданно обвалилась. В последующем исследователи из Лондонского университета обнаружили еще более серьезное обрушение. Они заподозрили его благодаря яркой вспышке, которую зафиксировала камера космического зонда. По всей видимости на поверхности постоянно происходят обрушения, а самый масштабный из них, зафиксированный камерами Rosetta, привел к обвалу до 2000 квадратных метров породы.

В момент, когда комета располагалась в состоянии перигелия, на ее южном полушарии было зафиксировано серьезное воздействие солнечной радиации. Эта вспышка на Солнце и выброс энергии привел к мощной и стремительной эрозии, что в итоге вылилось в обрушение.

На данный момент продолжается проверка изображений, что позволит удостовериться в том, откуда упал валун, двигающийся на поверхности кометы. Уже сейчас можно говорить о том, что он сохраняет свою структуру с мая 2015 года. Так как до этого момента космический аппарат работал в близлежащей зоне, то это позволило получить качественные изображения и уделить им больше внимания. Данные, которые отправляла Rosetta, продолжают удивлять исследователей. К обработке огромного массива данных привлечены также студенты.