Solar Orbiter направляется к Солнцу

Solar Orbiter направился к Солнцу

Недавно в Европейском космическом агентстве и НАСА появилось сообщение об отправке аппарата Solar Orbiter, которому предстоит выполнить сложнейшую задачу. Он оснащен современными инструментами, которые позволят ему обнаружить практически полюса на поверхности нашего светила. Стоимость космического аппарата составила 1.5 млрд. долл. Он присоединяется к космическому аппарату Parker Solar, запущенному НАСА чуть больше 17 месяцев назад.

До момента, когда новый солнечный зонд выйдет на заданную траекторию, что позволит ему заглянуть сквозь корону нашей звезды и изучить ее внешнюю атмосферу, он будет проходить путь по вне плоскостной орбите, которая пролегает по обоим полюсам, которые раньше никогда не были сфотографированы. Космический корабль дополнит систему, которую образовали наземные обсерватории. Вместе с ними зонд будет действовать подобно участнику космического оркестра. У каждого инструмента будет своя задача, или мелодия, что позволит комплексу оборудования исполнить свою солнечную мелодию.

Производство космического аппарата происходило на территории стран Евросоюза, где также были разработаны его девять научных инструментов. Специалисты НАСА предоставили 10 прибор и обеспечили пуск с мыса Канаверал. Чтобы обеспечить успешное протекание проекта, над его реализацией работало порядка 1000 инженеров и исследователей со всех уголков Европы. Они находились в тесном сотрудничестве с американскими коллегами, а также присутствовали в момент запуска, для которого использовалась ракета Атлас V. Именно она отправила космический аппарат в его удивительную одиссею. С момента взлета ракета оставалась заметной на протяжении 4 минут, после чего она скрылась за пределами видимого ночного неба. Исследователи во главе с Даниэлем Мюллером были взволнованы, наблюдая за началом самого ответственного этапа своего проекта. В НАСА сообщили о том, что космический аппарат успешно достиг орбиты в момент, когда ему удалось успешно развернуть свои солнечные панели.

Говоря о космическом корабле Solar Orbiter, стоит отметить его прямоугольную форму, а масса финальной сборки составила 1.8 тонны. Его задачей будет совершить пролет мимо Венеры, после чего он снова вернется к нашей планете, воспользовавшись гравитацией, создаваемой космическими объектами, чтобы сменить траекторию. Непосредственно исследовательская деятельность намечена на конец 2021 года. Первый контакт с солнцем ожидается уже в 2022 году, после чего повторный контакт будет происходить каждые 6 месяцев. В момент ближайшего подлета к поверхности Солнца аппарат будет удален от светила на расстоянии 42 млн. км, что соответствует орбите Меркурия. Благодаря информации, которую ученые надеются получить с его помощью, будет составлено трехмерное изображение звезды, расположенной в 150 000 000 км от нашей планеты.

Так как аппарат будет вести наблюдения непосредственно на полюсе, то у нас появится возможность обнаружить колоссальные структуры, образованные корональными дырами. Именно здесь формируется солнечный ветер, а аппарат позволит взглянуть на звезду под совершенно другим углом.

Важной задачей для ученых, которые работали над проектом, было защитить чувствительное оборудование от воздействия солнечного тепла. Для этого инженерами была разработана система в виде защитного экрана, который имеет внешнее покрытие из волокон древесного угля. Размеры защитного экрана составляют 3х2,5 метра при толщине меньше 40 см. для его производства использовалась титановая фольга с несколькими зазорами между ее слоями, что позволяет экрану выдерживать нагрузку до 530 градусов. В экране располагается несколько глазков, которые позволят инструментам космического аппарата вести измерения в рентгеновском, ультрафиолетовом и видимом спектре излучения.

В рамках программы удастся пролить свет и на то, как устроены прочие звезды во Вселенной. Ученые надеются получить подсказки о том, как может формироваться жизнь на других планетах, учитывая возможные комбинации зон обитаемых миров. В результате проведенных исследований нам станет значительно проще прогнозировать изменение космической погоды, которая влияет на многие аспекты, например, качество связи.

Одной из важных задач является понимание того, как Солнце влияет на нашу среду обитания на Земле. Ученые смогут получить данные, которые помогут подтвердить теории о формировании Марса и Луны, а также лучше понять среду данных планет, которые в ближайшее время могут стать первыми внеземными базами для нашего вида. Последний солнечный шторм, обладавший разрушительной энергией, прошел больше 150 лет назад. Сегодня очень важно уметь предсказывать подобные изменения, ведь человечество больше не может просто переждать такое событие, оно должно к нему приготовиться.

Раньше уже были сделаны первые попытки лучше изучить наше Солнце, для чего в 1990 году был отправлен аппарат Улисс. Он прошел над солнечными полюсами, но данное событие произошло на большом удалении, а подходящих инструментов для исследований на борту не оказалось. Аппарат Soho, который был построен совместными усилиями НАСА и ЕКА, был выведен на орбиту в 1995 году. Он и сегодня отправляет важные данные об изменении солнечной энергии. За прошедшие три десятилетия порядка 10 крупных проектов было запущено для изучения нашей звезды Солнца. В то же время требовалось дождаться появления новых технологий, чтобы были разработаны аппараты уровня Solar Orbiter, способные добраться до Солнца, не потеряв свою электронику по пути из-за высоких температур.